«Казахстан к 2050 году должен находиться В ТРИДЦАТКЕ самых развитых государств мира».
(Н.А. Назарбаев) |
«Без английского языка и техноразвития к 2050 году отставание Казахстана от передовых государств — будет столь велико… Время будет упущено — один раз и навсегда.
Что такое упущенное время, могут понять только деловые люди. Сильному правителю с невероятной энергией может наследовать только еще более сильный круг единомышленников — людей с деловой этикой.
Тогда время будет работать на Казахстан и после 2050 года — работать и работать, безостановочно.
Сырье закончится, а техноразвитие продолжится.
Казахстан — это центр Евразии. Надо использовать судьбой предоставленный шанс, пока еще есть время.» (Мастер ХОРА)
Мастер ХОРА-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК:
1) техноэкономика, 2) Евразийский Центр + 3) американо-английский язык в статусе второго государственного.
КАЗАХСТАН:
1) с сентября 2013г. — обязательное изучение английского языка с 1-го класса,
2) Сагадиев: преподавать в школах точные науки на английском языке, историю, культуру, литературу Казахстана на казахском, стран СНГ — на русском.
ВАЖНО: экономика остается сырьевой.
* * *
15 АВГУСТА 2013 Мастер ХОРА, отвечая на вопросы по Казахстану, затрагивает тему английского языка:
1. «С постоянным развитием лет на 250»: Евразийский Центр в Казахстане — без международного языка это несерьезно. Для претворения проекта Евразийского Центра необходимо, чтобы английский стал вторым государственным языком. (15.08.2013)
Этого казахстанцам бояться не надо: за 25-50 лет такое можно сделать легко, и уровень будет совсем другой. Тем более, опыт есть — выучили же русский.
2. Ранее к Мастеру ХОРА обратились с вопросом: «технические термины на казахском языке – это шаг вперед или назад для Казахстана»? (01.08.2013)
Ответ был короткий и ясный: если вы хотите быть в международной технической и торговой культуре, в мировом техническом прогрессе, то вам нужен МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЯЗЫК.
Остальное попахивает местечковой коррупцией — постоянно «качать денежку», создавать тормозящий технический язык — особо секретный, непонятный никому в техническом, торговом мире, — и переводить на него горы документации. Дешевле всей страной международный язык изучить, чем это.
Пояснения:
1)Технический прогресс идет, в основном, из США и Европы, там и появляются новые технические термины. Основной технический язык совпадает с международным языком – американо-английским.
2)Молодежь сегодня поет песни на международном — американском — языке; фильмы, социальные сети, аудио-видео поток информации без международного языка не могут существовать. Молодежь изучает международный язык, чтобы чувствовать себя молодо – коммуникабельно.
3)Международная экономика — это не тенге, не рубли, не фунты стерлингов, не евро — это доллары, международная торговля построена на этом.
Итого: на международной арене казахский язык, русский язык – это языки поселковые, это не городские языки. Французский, итальянский, немецкий – это городские языки маленьких городов-спутников, а столичный язык, куда стекаются все народы мира, – он американо-английский. Не британский английский, а именно американский.
КАЗАХСТАН, 23 АВГУСТА, 15 СЕНТЯБРЯ 2013 г.:
1.
С 1-го сентября 2013 года в казахстанских школах с 1-го класса введено обязательное изучение английского языка. (Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на августовской конференции работников образования. Астана, 23 августа 2013)
2.
Ерлан Сагадиев, предприниматель: преподавать всем школьникам точные науки на английском языке, историю, культуру и литературу Казахстана на казахском языке, и на русском — историю, культуру и литературу стран СНГ. (Алматы, Конференция TEDxAlmaty, 15.09.2013).
«Все современные теоретические науки — химия, физика, политология и т.д. — эти знания не создаются на казахском языке.»
…70 % технической информации создается на английском языке. На любом другом, даже если ты испанец, максимум 3-5%. На казахском — 0,5-1%.
…80 % информации на электронных носителях на английском, 20% — на других языках.
…Все страны столкнулись с проблемой переводить огромные массы технической литературы с английского языка, а это более 70%. Ни одной стране и ни одному бюджету не под силу переводить такое количество литературы на свой язык».
* * *
КОММЕНТАРИИ:
1) Мастер ХОРА, отвечая на вопрос о развитии Казахстана на 250 лет вперед, говорил о необходимости сделать американо-английский вторым государственным языком. Это не образование, это другое.
Если хотите получить развитие на 250 лет и более… — Мастер ХОРА по этому поводу сказал немало, включая и тот пункт, что Евразийский Центр вне американо-английского языка невозможен.
2) Что дает обязательное изучение языка? — ничего, в лучшем случае, в школе человек учится говорить на языке ломаным, с акцентом, в который надо вслушиваться, чтобы понять, что же он хочет сказать, предложения выглядят дико и по-деревенски. Это не значит, что в школе кто-то не научится правильно складывать фразы, но в целом будет именно так. В Казахстан не приедут люди-носители языка, чтобы создать в общеобразовательных школах серьезный языковой уклон. Если просто ввести обязательный английский, будет это, как физкультура: пошел — хорошо, не пошел — хорошо. Это ни о чем.
3) То, что говорит г-н Сагадиев — три обязательных языка в образовании, обучение всем техническим дисциплинам на английском — для сырьевой экономики, к сожалению, это тоже разговор ни о чем. Идея толковая, но она не привязана к реальной экономике, к ее реальному сектору — в результате получится утопия и закончится ничем. Станет политической разговорной картой и не более того.
Ситуация такая же, как с переводом технических терминов на казахский, разговор на таком же уровне — это две политические карты, одна как бы с национально-патриотическим привкусом, а вторая как бы с экономическим. Хотя в целом мысль верная, но в сырьевой экономике это все равно как рука, отдельная от тела, неспособная взаимодействовать с этим телом. Пользоваться невозможно.
Посмотрите: кто в сырьевой структуре, в торговой ее части, деловой ее части? Хоть на каком-никаком, но на этом языке они все равно говорить будут, независимо от того, преподают в школе этот язык или нет, говорит что-то Сагадиев или нет.
А для всего остального населения оба эти варианта (и обязательный английский в школе, и вариант Сагадиева) — мертвому припарка. Без переориентации экономики из сырьевой в техноэкономику из этого можно сделать только политическую разговорную карту — вроде как с экономическим привкусом. Идея высказана правильная, но должна была бы быть привязана к экономике, КОТОРОЙ НИКОГДА НЕ БУДЕТ.
Больше того: если экономика остается сырьевой. То даже если сделать английский язык государственным, это будет, максимум, язык для туристов (а Казахстан совсем не похож на туристический регион).
Сырьевая ментальность и сырьевая элита уже состоялась. Эта верхушка — все равно что верхушка американского Юга перед гражданской войной. Эта верхушка вошла в международный элитный клуб, как когда-то аристократы Юга. Этот клуб позволяет им быть признанными и управлять страной.
Когда сырье закончится — а рано или поздно оно закончится — их внуки и правнуки не то что будут знать английский, они англичанами будут, они будут готовы к тому, чтобы их капиталы работали там. А страна в это время превратится в полигон для аварий, полигон для химических и ядерных отходов и т.д.
Если ставить вопрос так, как это делает Мастер ХОРА-НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК — техноэкономика, евразийский Центр + американо-английский язык в статусе второго государственного, — то это не утопия. Это реально, потому что привязано к реальным изменениям, к реальной экономической действительности — международная экономика связана с международным языком.
Нефть — это не международная экономика, труба — это не международная экономика, это продвинутая «банановая» страна, современная сырьевая колония. Где не чужие колонизаторы ходят, а своя сырьевая элита выполняет роль колонизаторов. Современный вариант американского Юга времен Гражданской войны.
* * *
Статья о развитии Казахстана, «С постоянным развитием лет на 250», — более обширная. Язык — только один из нюансов.
ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ:
1) Роль слабого лидера в истории. Запуск коррупционной машины. Разрушение концепции власти.
2) Проекты-«дурилово»: «земля крестьянам», «собственность-ваучер народу». Спираль возникновения семейственности («СЕМЬЯ»).
3) Механизм наследования не только коррупции, но и коррупционного мышления.
4) Скорость реакции, как работает История. Поезд в Беловежскую пущу (91-й год) приехал из 56-го за 35 лет.
5) Цепочка Сталин-Хрущев-Ельцин.
6) Казахстан: смотри на Россию, как в зеркало, куда ты идешь.
7) Взаимоподпитка коррупции национальным вопросом.
8) Тяга в Патриархальность = крестьянско-холопская ментальность (нет отдельного человека, есть «мы»). Невозможность двигаться в техно-демократическое цивилизованное будущее без избавления от патриархальных, демократических… мифов — «голосуем, значит демократия, значит свободные люди».
9) Подсадка на сырьевую экономику, подпитывающую коррупцию, с обманными показателями развития (ВВП с плюсом). Страна «желудочно-кишечного тракта».
10) Порочный круг Преемственности, как защиты СЕМЬИ. Коррупционный застой.
11) Бесперспективность и опасность для страны преследования СЕМЬИ. Единственно-правильный и прагматичный путь – оставить в покое СЕМЬЮ (а не «я приду — вы все сядете»), передать всю избирательную власть реальным налогоплательщикам.
12) Деловая этика и власть реальных налогоплательщиков – как защита от семейно-коррупционных объединений.
13) Четкая дифференциация Правителя от Президента. Показана развилка: либо правитель-преемник, либо избранный президент. Дан путь, как научиться выбирать Президента, а не ждать Преемника.
14) Любой, кто придет на смену Назарбаеву, будет заведомо слабее. Предложен безопасный, предельно прагматичный и деловой переход от Правителя к Президенту без потери контроля, без ослабления государства и власти с сохранением курса на развитие и ухода от сырьевой зависимости.
15) Коррупция неистребима, но с новой коррупционно-прогрессивной формацией страна сможет вздохнуть, выйти из застоя и двигаться дальше.
16) Аргументированное утверждение: Казахстан — это государство-спутник.
17) Чьей валютой будет защищена страна, тем спутником Казахстан и будет. (Спутником страны сырьевой экономики, или спутником производственно-технократической страны.)
18) Реальная взаимовыгодная перспектива экономико-политико-земельного союза Казахстан-Германия.
И далее, как следствие, выгода для всего Евросоюза,
далее, как следствие, выгода для России.
19) Геополитический аспект:
Взаимосвязи: Казахстан – Германия – Евросоюз – Западная Сибирь – Россия
20) Предложен безопасный переход к ДРУГОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ: другая СИСТЕМА РАЗВИТИЯ государства, другая философия, другая идеология.
21) Возможность появления ПЕРЕКРЕСТКА экономического мира — реального центра Евразии. Что выгодно, ОЧЕНЬ ВЫГОДНО, для всех, а не только для Казахстана.
22), 23), …28)… перечень неполный. Все пункты между собой связаны — легко, органично, целостно.
Здесь каждый пункт тянет на отдельную статью.
В информационном пространстве нет недостачи в освещении отдельных тем, но точно есть недостача СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.
Статья «С постоянным развитием лет на 250» — это рассуждения Мастера, объясняющие его ответ на поставленный ему вопрос «Предложите Ваш нестандартный проект развития Казахстана, нацеленный в будущее, с постоянным развитием хотя бы лет на 250».
Но если в этих объяснениях 25 пунктов и больше Мастер так легко нарассуждал, при этом не являясь ни политологом, ни политиком, ни президентом Академии наук, ни академиком, ни Премьер-министром — никем из перечисленного не являясь, значит, у этого человека мозг работают несколько иначе, с другим КПД.
И если вокруг одного только маленького пункта, английского языка, — всего один абзац — сгущаются события, за которыми, как видите, очень много стоит… есть смысл повнимательнее вчитаться во все остальное: что же там вот этот Мастер ХОРА написал?
22.09.2013
Куралай Курмангалиева
(из бесед с Мастером ХОРА)
Источник: gazeta.kz